Интенсивная терапия / Человеческий фактор

12.11.2008

В условиях глобальной нестабильности можно действовать по-разному. Можно сократить расходы по всем статьям: но при этом вы сократите расходы и на то, благодаря чему компания выживет и сохранит тенденцию к росту. Можно, наоборот, жить как прежде, словно никакого кризиса нет и в помине. Но тогда вы скоро останетесь без денег и упустите возможность изменить к лучшему свою инновационную тактику.

Все просто: решив ничего не тратить, вы даете карт-бланш конкурентам. И оставляете им все выигрышные ходы. Они могут стать ближе к потребителю. Могут разработать товары нового поколения, которые создадут новые рынки. Могут поднять популярность своих брендов и, соответственно, снять сливки со следующей волны роста.

Остановиться даже в период спада – дать себя обойти. Сейчас потребители тратят больше времени на то, чтобы сделать выбор, и стараются получить за свои деньги максимально качественный продукт. Они готовы работать упорнее, чтобы приобрести новый, усовершенствованный товар. Если ваши товары не будут совершенствоваться, они устареют, и потребители от них откажутся.

Продолжать жить так, будто кризиса нет, - значит, упустить предоставленный шанс. Если вы ограничены в средствах, то попросту рискуете разориться. Если же карманы у вас глубокие, бездумные траты будут способствовать самоуспокоенности в ущерб принятию смелых и неординарных решений. В пору кризиса у всех возникает желание найти более эффективные методы работы. Но если в вашей компании распространится мнение, что в этих поисках нет нужды, вы потеряете возможность стать лучше.

Избавьтесь от того, что мешает

Ненужные совещания, анкеты, процедуры и проверки – тромбы в артериях корпорации. Во времена нестабильности их количество может вырасти. Для пущей уверенности менеджеры сильнее давят на подчиненных, перегружают их отчетностью и тем самым душат полезные инициативы. Правильнее всего будет сложить средних размеров костер и общими усилиями сжечь на нем всю бюрократическую шелуху.

Экономьте на том, что не помогает

Сокращение необязательных трат – главный путь к повышению эффективности. Дорожные расходы существенны – так помогите персоналу освоить технологические новшества, которые позволят обойтись меньшим числом командировок. Компания Cisco вдвое сократила расходы на служебные поездки, а часть освободившихся средств потратила на установку высококачественных систем видеоконференций. Когда рынок снова пойдет в гору, эта компания может либо восстановить командировки в прежнем объеме, либо и дальше получать выгоду от своих нововведений.

Не старайтесь взять на работу олимпийского чемпиона или покорителя Эвереста. Лучше вложите деньги в обучение тех, кто может не только повышать ваш престиж за счет своего имени, но и просто работать с большой отдачей. Подумайте: нельзя ли сэкономить на оборудовании офисов, канцтоварах, вспомогательных подразделениях?

 Решайте проблемы сообща

Один сотрудник жаловался, что его сократили, потому что компания стала убыточной. Но за двадцать лет никто не обратился к нему с просьбой подсказать, как можно улучшить ситуацию. Кризис – идеальное время для укрепления рабочих связей. Он открывает самые удобные возможности для использования изобретательности сотрудников в сфере экономии средств и роста доходов. Люди должны знать, что могут высказывать свежие идеи, не рискуя потерять место. Им нужна ваша откровенность, нужно ваше доверие. Вы, конечно, можете обмануть их. Но за это придется платить.

Дружите с потребителями

Те, кто покупает ваши товары, тоже хотят пережить кризис без лишних потерь. Ваши предложения и советы насчет того, как бы им сэкономить свои деньги, будут встречены на ура. У вас есть шанс наладить с клиентами прочные связи - благодарность за полезные подсказки зачастую не умирает и после преодоления кризиса. Потребители начнут с большей охотой соглашаться на смелые решения. И вполне возможно, что их привязанность к вашим товарам окажется более стойкой, чем в беззаботные докризисные времена.

 Не будьте рабами традиций

Почему бы не доставлять товар на рынок вдвое быстрее? Почему не наладить производство товара, который был бы вдвое экономичнее? Toyota, кстати, запустила разработки гибридных авто как раз во время кризиса. Почему не выйти из своей комфортной ниши на массовый рынок? Apple, между прочим, придумала iPod именно в пору кризиса! Пока ваших соперников терзают сомнения, неопределенность и страх, вы можете воплотить в жизнь инновации, которые не так просто скопировать, потому что они бросают вызов традициям.

 Награждайте смелых

Стараясь сплотить коллектив и найти блестящие идеи, не забывайте и о том, чтобы  поощрять самых изобретательных сотрудников. Некоторые ярче всего проявляют себя именно в трудные времена, когда решения неочевидны. Такие люди умеют собраться и выжать из ситуации все возможное, обеспечив компании дальнейший рост. Если вы задаете жизненно важные вопросы и не идете на компромиссы, вам обязательно удастся обнаружить среди подчиненных истинно талантливых людей.
Во время кризиса многие компании растут. После кризиса некоторые компании растут быстрее своих конкурентов. Чаще это бывает, когда у них есть новые товары, лучше удовлетворяющие нужды покупателей. Когда их мотивированные сотрудники творчески работают рука об руку. Когда бесполезные ограничения отброшены, а деловая деятельность организована предельно рационально.
И все это относится к области инноваций. Любой кризис скрывает в себе возможность совершенствования. Нам предлагают опустить руки – но мы должны бороться и побеждать.

Журнал СЕО 12.11.2008 // Интенсивная терапия / Человеческий фактор

Возврат к списку